?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Литрбол. В смысле, учёт литров. Холодной и горячей воды.
g0l
Проект "Градусник" готов, осталось дождаться комплекты, собрать и установить.
Проект "Веб-камера" застопорился из-за недостатка материалов. Не получается собрать надёжную механику, ибо тупо запчастей нет. Нужен детский металлический конструктор, какие раньше были.

Так как ардуина простаивает, появилась ещё одна мысля. Реализация - проще некуда.

Всё началось когда, при очередном посещении туалета, я заметил через полуоткрытую дверцу сантехнического стояка наши приборы учёта. Два счётчика СХ-15 "Алексеевский" стоят, на горячей и на холодной воде.
Приборы учёта СХ-15 Алексеевский
Полный размер      Приборы учёта СХ-15 Алексеевский

От каждого счётчика идут по два провода. Которые никуда не подключены. Щас вроде всем такие счётчики ставят, с заделом на будущее. Когда их будут (а будут ли?) подключать к домовым приборам учёта. Чтоб показания автоматически сдавались.

Сейчас показания надо самому вносить в так называемый "личный кабинет". Который очень тупой и часто не работает, но щас не об этом. Когда он работает, то представляет собой довольно прикольную штуку. Получаешь в своём расчётном центре (раньше назывался ЕИРЦ, сейчас - ГУ ИС района) логин и пароль, после чего можно авторизироваться в этом личном кабинете. И вносить показания своих приборов учёта. На основе внесённых значений будут выставляться счета на оплату водопотребления. Всё просто. Ах да, забыл. Показания можно внести и липовые, но тогда при проверке (и при пОверке) обман вскроется и можно слегка встрять.

Катюха показания уже пару раз вносила, сервисом осталась довольна. Правда, сегодня утром зайти в личный кабинет не удалось, сервак рапортовал пятисотой ошибкой.

Сейчас в туалете дверца стояка старая, деревянная. А после ремонта будет стоять большая тяжёлая, к тому же отделаная либо плиткой либо ещё чем-нить. Открыть-то её можно будет, но сложнее. А показания снимать надо.

Короче, нарисовывается ещё одно применение Ардуины. Считать расход воды по обоим счётчикам. Делается элементарно - проводки от счётчика подключаем к Ардуине (тупо напрямую, больше ничего не требуется), запускаем простейший скетч. Ардуина считает импульсы, инкрементирует счётчик и периодически куда-нить на сервер сбрасывает. А потом можно делать анализ полученной информации, вычислять полный расход за месяц, средний расход, расход в день... И т.д., и т.п.

Кстати, насчёт импульсов. Подлючил провода, пустил воду. Я так понял, что контакты замыкаются при каждом обороте крыльчатки. А на практике оказалось что замыкание происходит раз в пять литров. Т.е. минимальный учитываемый объём воды - 5 л. Эту цифру подтвердила и найденная в инете информация о процедуре поверки счётчиков:

На установленной для счетчиков холодной и горячей воды максимальной производительности (п.8.3. Проводят оценку максимальной производительности в м3/ч раздельно для холодной и горячей воды. Закрыв кран горячей воды, полностью открывают выходной кран холодной воды смесителя и выливают в ванну или раковину не менее 20 ) раздельно заполняют тару вместимостью не менее 15 л, при этом снимают начальные показания (VH, в литрах) со счетчика (с точностью 1/2 наименьшего деления) до заполнения тары, которая была взвешена на весах и конечные показания счетчика (Vk). Время заполнения тары(в секундах) фиксируют секундомером. Объем воды (Vk - VH) - не менее 15 л. Измеряют температуру воды (°С).

Вышеуказанную операцию проводят на минимальном расходе. Значение (Vk- VH) должно быть не менее 5 л.


В паспорте на этот счётчик сказано что 1 импульс на 10 литров. Но по желанию заказчика можно поставить и другую частоту. Короче, у нас на пять литров стоит.

С одной стороны, это хорошо. Меньше считать. С другой стороны - плохо. Ибо была ещё идея на основе этого прибора учёта сделать защиту от протечек. Если бы импульсы были напрямую от крыльчатки, было бы удобно. Ибо если в квартире все краны закрыты, а импульсы вдруг пошли - однозначно, где-то что-то прорвало. Засекаем импульс, подаём напряжение на управляемый вентиль (куча таких продаётся, примерно 50 евро стоят). Вуаля - вода перекрыта.

Но с учётом того, что до прихода импульса вытечет 5 литров... Это конечно лучше чем если бы вода бесконечно хлестала, но тоже не есть гуд. Хотя, не факт что утечка начнётся сразу после того как кончился предыдущий импульс. Так что больше вероятность что утечёт меньше чем пять литров, до того как пойдёт новый импульс... Короче, этот вариант надо подробнее будет рассмотреть, с полевыми испытаниями.

А вот учёт воды - легко. Сейчас у меня уже считается расход холодной воды. Правда, пока никуда не отсылается :-) Тупо эксперимент.

Вот скетч. Помидорами не кидать, он реально простейший. Схема подключения вообще детская, так что не рисую. Один провод от счётчика втыкаем в GND на Ардуине, второй провод - в Digital pin 2.

/* 
Тупо регистрируем замыкания контактов
*/

int pin = 2; // 2-й цифровой пин, нулевое прерывание
long counter = 0; // счётчик импульсов

void setup() {
// Настраиваем последовательный интерфейс, для вывода информации
Serial.begin(9600);

//Настраиваем цифровой вход
pinMode(pin, INPUT); // Сюда будем подключать подтягивающий резюк
digitalWrite(pin, HIGH); // "Подключаем" подтягивающий резистор (реализован внутри ATmega)
attachInterrupt(0, count, FALLING); // задаём обработчик прерывания 0 (2-й пин).
// прерывание будет при изменении уровня с HIGHT на LOW
// вызывать функицю count
}

void loop(){
// основной рабочий цикл

Serial.println(counter); // выводим в консоль значение счётчика
}


void count(){
// вызывается прерыванием 0 от 2-го цифрового входа
counter++; // ясен перец, увеличиваем переменную. Утекло ещё 5 литров
}


Заметка закросспостена с моего блога g0l.ru